Публикации
Информационные материалы размещаемые на сайте Российской ассоциации общественного здоровья

Публикации

Обеспечение прозрачности и денормализация деятельности транснациональных табачных компаний и их союзников – ключевое направление деятельности государства по защите национальных интересов, жизни и здоровья населения от табачной эпидемии в странах СНГ

табачного паразита – на свалку истории!

Обеспечение прозрачности и денормализация деятельности транснациональных табачных компаний и их союзников – ключевое направление деятельности государства по защите национальных интересов, жизни и здоровья населения от табачной эпидемии в странах СНГ

АндрейКонстантиновичДёмин

Советник Российской Федерации 1 класса

Доктор политических наук, профессор, кандидат медицинских наук

Профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова

Профессор Национального медико-хирургического центра имени Н.И. Пирогова

Президент Российской ассоциации общественного здоровья

Координатор Национальной коалиции «За Россию, свободную от табака!»

Временный советник Всемирной организации здравоохранения

Email: surrf@mail.ru

Web: www.rpha.ru

Телефон: (+7 919) 760-26-00

I. ВВЕДЕНИЕ

В г. Киеве, Республика Украина, 10-11 декабря 2008 г. под эгидой специализированного агентства ООН - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состоялось Региональное совещание стран СНГ по развитию потенциала осуществления международного соглашения системы ООН - Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ ВОЗ).[1] Представители всех стран СНГ, за исключением Республики Беларусь, в один голос заявили, что главной проблемой в борьбе с табачной эпидемией является противодействие табачной индустрии (ТИ).

Обсуждались возможности защиты политики общественного здравоохранения по борьбе против табака в странах СНГ от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов ТИ, которая в нашем регионе в основном представлена транснациональными табачными компаниями (ТТК).

Данная проблема обсуждалась и на Национальном форуме «Создание и развитие национального потенциала на межсекторальном уровне для эффективного внедрения ключевых мер по защите здоровья населения от вредного воздействия табака и противодействия вмешательствам табачной индустрии» в г. Бишкек, Республика Кыргызстан, 18 декабря 2008 г.

Действительно, объяснения причин убийственной табачной эпидемии, неудовлетворительного развития противотабачной политики и блокады РКБТ ВОЗ в России и других странах СНГ были бы неполными без изучения поведения транснациональной табачной индустрии и ее союзников.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования: защита здоровья и жизни населения, социально-экономического развития стран СНГ от табачной эпидемии.

Задачи:

1. Способствовать транспарентности (прозрачности действий) и денормализации ТТК как необходимым ключевым компонентам государственной стратегии борьбы против табака в странах СНГ на основе РКБТ ВОЗ.

2. Разоблачить ТТК как активную движущую силу табачной эпидемии в странах СНГ.

3. Показать стратегии и деятельность ТТК по «управлению» национальным законодательством в области борьбы против табака и воздействию на процесс РКБТ ВОЗ в России, а также в регионе СНГ и на глобальном уровне.

Методы: Известно, что рукописи не горят. Не сгорели и служебные документы крупнейших ТТК. Основную часть этих документов, объемом в десятки миллионов страниц, ТТК были вынуждены открыть обществу несколько лет назад по решению суда в США.

В данной работе использован анализ документов ТТК, находящихся в Гилдфордском Хранилище, а также в Архиве документов Бритиш Америкен Тобакко (БАТ) в сети Интернет legacy.library.ucsf.edu, выполненный в рамках Программы посещающих исследователей Центра глобальных изменений и здоровья – Национальных институтов здоровья в Лондонской школе гигиены и тропической медицины Лондонского Университета, май – июль 2006 г.

Использованы также данные международной и отечественной статистики, и недавно выполненные количественные и качественные исследования Российской ассоциации общественного здоровья, в сотрудничестве с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Центрами по борьбе с заболеваниями и профилактике США (CDCP), Канадской ассоциацией общественного здоровья, Исследованием в интересах международной борьбы против табака (RITC) и другими организациями.

Гипотеза исследования: ТТК и их союзники ответственны за ухудшение общественного здоровья в пост-Советской России и других странах СНГ после 1991 г., так как осуществляли стратегии и деятельность, направленные на резкое увеличение производства и потребления табачных изделий в этих странах, на противодействие эффективной борьбе против табака, в том числе РКБТ ВОЗ.

Хотя многие упоминаемые события и персоналии уже принадлежат истории, есть надежда, что данная публикация будет способствовать формированию и осуществлению в странах СНГ транспарентной, социально ответственной противотабачной политики, соответствующей интересам личности, общества и государства, т.е. нашим национальным интересам, сбережению главной ценности, провозглашенной руководителями наших стран – здоровья и жизни народа.

III. РКБТ ВОЗ – ОТВЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА НА ТабачнУЮ эпидемиЮ. ТАБАЧНАЯ ИНДУСТРИЯ (ТИ) – ПЕРЕНОСЧИК ЭПИДЕМИИ

Глобальный ответом международного сообщества на разразившуюся в мире табачную эпидемию стала разработка и принятие международного соглашения системы ООН - РКБТ ВОЗ. Уже на этапе подготовки Конвенции, ее инициатор, Генеральный Директор ВОЗ д-р Гру Харлем Брундтланд, до этого – премьер министр Норвегии, сделала четкое заявление о роли ТИ как переносчика табачной эпидемии: «Почему табачная индустрия похожа на комара? Потому что обе являются кровососущими, распространяющими болезнь паразитами, которые вызывают болезни».

Подобную характеристику табачникам дал и Стентон Гланц, профессор медицины Калифорнийского университета, Сан-Франциско: «Они как тараканы; они распространяют болезнь и не любят, чтобы их видели на свету».[2]

Действительно, табачники развернули бешеное противодействие усилиям международного сообщества по защите жизни и здоровья людей от табака.

ВОЗ провела специальное расследование деятельности ТИ по служебным документам табачников и пришла к выводу:

«Данные из документов табачной индустрии показывают, что табачные компании в течение многих лет действовали с преднамеренной целью подорвать усилия ВОЗ по борьбе с потреблением табака. Попытка подрыва была тщательно разработанной, хорошо профинансированной и, как правило, невидимой.»[3]

Чтобы нейтрализовать подрывные действия табачников в период подготовки РКБТ ВОЗ, Всемирная ассамблея здравоохранения - высший орган ВОЗ, на 54-м заседании в мае 2001 г. приняла специальную резолюцию по пункту повестки 13.5 22 «Транспарентность в процессе борьбы против табака»:

«Пятьдесят четвертая Всемирная ассамблея здравоохранения,

Отмечая с большой озабоченностью результаты, полученные Комитетом экспертов по документам табачной индустрии, а именно, что табачная индустрия действовала в течение лет с выраженным намерением подорвать роль правительств и ВОЗ по осуществлению политики общественного здравоохранения по борьбе с табачной эпидемией;[4]

Понимая, что общественная уверенность будет укреплена посредством транспарентности связей между делегатами Всемирной Ассамблеи здравоохранения и других совещаний ВОЗ и табачной индустрией,

1. НАСТОЯТЕЛЬНО СОВЕТУЕТ ВОЗ и Государствам-членам ВОЗ проявить бдительность в отношении любых усилий табачной индустрии по продолжению этой практики и обеспечить целостность развития политики здравоохранения на любых совещаниях ВОЗ и в национальных правительствах;

2. НАСТОЯТЕЛЬНО СОВЕТУЕТ Государствам-членам ВОЗ осознать связи между табачной индустрией и членами их делегаций;

3. ПРИЗЫВАЕТ ВОЗ продолжить информирование государств-членов о деятельности табачной индустрии, которая имеет отрицательное воздействие на усилия по борьбе против табака.

Девятое пленарное совещание, 22 мая 2001 г. A54/VR/9.[5]

Еще до принятия РКБТ ВОЗ в 2003 г., во многих странах мира развернулась деятельность по денормализации ТИ, поддержанная государством. Особенно активно и успешно эта работа велась в Канаде и США. По мнению крупного канадского специалиста по борьбе против табака Гарфилда Махура, денормализация ТИ:

«Сообщает обществу правду о роли ТИ как переносчика болезни в развитии и поддержании табачной эпидемии;

Обращает вспять процесс нормализации ТИ, который производители сигарет продвигали в течение десятилетий;

Показывает обществу, почему ТИ не является нормальной, или легитимной и не вписывается в нормы поведения легитимного бизнеса;

Является инструментом борьбы против табака категории «наилучшая практика»;

Эффективна, о чем свидетельствует научная литература.

ТИ ненавидит денормализацию».[6]

По мнению Г. Махуда, денормализация ТИ позволяет разоблачить истинную сущность ТИ и ее действий и включает:

«Борьбу с мифами в отношении табачной продукции (например, что легкие и мягкие сигареты безопаснее);

Привлечение внимания к размеру и воздействию рекламных бюджетов ТИ и характеру их деятельности по продвижению своей продукции;

Привлечение внимания к роли других индустрий и организаций в поддержке продвижения и продаж табака.

Денормализация ТИ может быть использована практически во всех стратегиях борьбы против табака, с целью разоблачения истинной природы ТИ.

Денормализация ТИ действует, потому что:

Меняет отношение общества в отношении законодательной реформы по борьбе с табаком и увеличивает общественную поддержку (регулирование ТИ и ее продукции);

Противодействует «дезинформации» со стороны ТИ;

Помогает взять под контроль подростковый «протест»;

Позволяет отойти от идеологии «обвинения жертвы» (т.е. курящих людей);

Дает новую перспективу для обсуждения табачной проблемы».[7]

Другой крупный канадский идеолог денормализации ТИ – Анна Лавак, написала в 2001 г.:

«Цель этих компаний по денормализации ТИ - указать на негативные черты ТИ, включая приспособленческие, манипулятивные, лживые, нарушающие этику действия, в которые вступает ТИ.»[8]

Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, несмотря на усилия по ее подрыву со стороны ТТК, предусматривает ряд конкретных действий стран-Сторон (участниц) Конвенции в отношении ТИ:

1. В Преамбуле РКБТ ВОЗ указывается, что страны-Стороны признают:

«…необходимость проявлять бдительность в отношении любых попыток табачной промышленности подорвать или свести на нет усилия по борьбе против табака и необходимость в осведомленности о деятельности табачной промышленности, которая оказывает негативное воздействие на усилия по борьбе против табака,…»

2. Статья 5.3 РКБТ ВОЗ прямо обязывает страны-Стороны:

«При разработке и осуществлении своей политики общественного здравоохранения по борьбе против табака Стороны действуют таким образом, чтобы защитить свою политику от воздействия коммерческих и других корпоративных интересов табачной промышленности в соответствии с национальным законодательством.»

Таким образом, разрешение ТТК влиять на политику по борьбе против табака, которое до сих пор отмечается в России, Кыргызской Республике, ряде других стран СНГ, является незаконным, прямым нарушением духа и буквы РКБТ ВОЗ.

3. Статья 12 РКБТ ВОЗ «Просвещение, передача информации, подготовка и информирование населения» обязывает страны-участницы Конвенции:

«В этих целях каждая Сторона принимает и осуществляет эффективные законодательные, исполнительные, административные или иные меры, направленные на содействие:

(c) доступу населения, в соответствии с национальным законодательством, к самой разнообразной информации о табачной промышленности, относящейся к цели настоящей Конвенции;»[9]

В Статье 1 РКБТ ВОЗ указывается:

«(e) «Табачная промышленность» означает всех тех, кто занимается изготовлением, оптовым распределением и импортом табачных изделий.»[10]

По мнению специалистов по антитабачной работе, Статья 5.3 РКБТ ВОЗ должна включать другие объекты и персонал, которые работают на, или от имени ТИ, такие, как оптовые дистрибьюторы, фронт-группы (передовые группы), розничные торговцы, табачные профсоюзы и индивиды, в том числе - работающие по найму, юристы, ученые, лоббисты и журналисты.[11]

В связи с непрекращающимися попытками ТИ вмешаться в процесс формирования политики по борьбе против табака, на 3-ей Конференции стран-Сторон Конвенции, состоявшейся в ноябре 2008 г. в г. Дурбан, Южная Африка, были разработаны и утверждены Руководящие указания по реализации Статьи 5.3 РКБТ ВОЗ[12], чтобы наилучшим образом достигнуть цели Статьи 5.3 РКБТ в отношении предотвращения вмешательства ТИ.

Руководящие указания устанавливают 4 принципа:

«Принцип 1. Имеется фундаментальный и непримиримый конфликт между интересами ТИ и интересами общественного здоровья.

Принцип 2. Стороны, имея дело с ТИ или теми, кто работает на продвижение ее интересов, должны быть ответственными и транспарентными.

Принцип 3. Стороны должны требовать от ТИ и тех, кто работает на продвижение ее интересов, функционировать и действовать ответственным и транспарентным образом.

Прицип 4. Так как ее продукция является смертельной, ТИ не должна получать стимулы по организации или ведению своего бизнеса».[13]

Страны-стороны РКБТ ВОЗ также утвердили следующие восемь указаний по данной проблеме:

«1. Повышать осознание вызывающей зависимость и вредной природы табачной продукции и вмешательства ТИ в политику Сторон по борьбе против табака.

2. Учреждать меры по ограничению взаимодействий с ТИ и обеспечению транспарентности тех взаимодействий, которые имеют место.

3. Отказываться от партнерства и необязывающих или нереализуемых соглашений с ТИ.

4. Избегать конфликта интересов для правительственных чиновников и работающих по найму.

5. Требовать, чтобы информация, предоставляемая ТИ, была транспарентной и точной.

6. Денормализовать и, в максимальной возможной степени, регулировать деятельность, описываемую ТИ как «социально ответственная», включая, но не ограничиваясь деятельностью, описываемой как «корпоративная социальная ответственность».

7. Не предоставлять преференций ТИ.

8. Относиться к ТИ, принадлежащей государству, так же, как к любой другой ТИ».[14]

IV. Перспективы обеспечения транспарентности

и денормализации ТТК в СНГ

Ситуация в отношении борьбы против табака в странах СНГ различается. Применение РКБТ ВОЗ, упомянутых выше положений Преамбулы, Статьи 5.3 и Руководящих указаний, Статьи 12 возможно в странах-Сторонах, к которым относятся Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Украина. К сожалению, пока не присоединились к РКБТ ВОЗ Республика Молдова,Таджикистан, Туркменистан (несмотря на то, что руководитель страны-врач, и транснациональная табачная индустрия не имеет здесь ни одной фабрики), Узбекистан.[15]

Среди источников информации для работы по обеспечению транспарентности и денормализации ТТК в странах СНГ могут быть использованы имеющиеся профессиональные публикации ТТК, вебсайты и др., официальные документы, материалы агентств по связям с общественностью (PR) и по связям с правительственными структурами (GR), публикации в СМИ.

В последнее время стали доступными в сети Интернет МИЛЛИОНЫ ранее закрытых, служебных документов ТИ, многие из которых посвящены внедрению ТТК в страны бывшего СССР. Среди сайтов, на которых размещены эти документы, следующие:

www.hhs.gov/news/press/1999pres/991118.html

LegacyTobaccoDocumentsLibrary legacy.library.ucsf.edu/

TobaccoIndustryandProductswww.cdc.gov/tobacco/tobacco_industry/

TobaccoDocumentsOnline. tobaccodocuments.org/

THETOBACCO INDUSTRY DOCUMENTS

www.who.int/tobacco/communications/TI_manual_content.pdf

Tobacco'sDirtyTricks - no-smoke.org

Имеются исследования и публикации по странам СНГ:

Лондонский университет, Лондонская школа гигиены и тропической медицины, в том числе есть рекомендации. www.lshtm.ac.uk/cgch/tobacco/industry_docs.htm

На русском языке имеются публикации исследований, выполненных Российской ассоциацией общественного здоровья www.rpha.ru

Важные документы размещены на сайте Антитабачной адвокативной коалиции www.ataca.ru

Тематический сайт о реальном поведении табачников: Globalshame.org

Сайт о табачных лоббистах, явных и скрытых: arkadiy.health.googlepages.com

Документы табачной индустрии однозначно свидетельствуют, что ТТК пришли в страны СНГ из-за жажды наживы:

«…почему этот регион имеет такое критически важное значение и имеет такие обещающие перспективы роста. Годовое потребление сигарет в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) составляет 660 млрд. штук …Это сопоставимо с около 480 млрд в США и 580 млрд. в Европейском Союзе …Наши объемы в ЦВЕ выросли в 12 раз после 1990 г. – с 12 млрд. сигарет до 142 млрд. в 1995 г.– ежегодный рост 64%. Наши доходы выросли более чем в 8 раз при ежегодном росте 54%.»[16]

Неготовность стран СНГ контролировать экспансию ТТК после распада СССР во многом объясняется бешеной активностью табачного капитала в связи с высочайшей прибыльностью в регионе. Эта ситуация красочно описана в «Капитале» Карла Маркса.
Для иллюстрации своих выводов К. Маркс приводит яркую цитату из Т.Дж. Даннинга:

«Капитал», — говорит «QuarterlyReviewer», — «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами». (T.J. Dunning, цит. соч., стр. 35, 36).[17]

V. ТТКвснг: СитуациявРоссийскойФедерации

Для улучшения общественного здоровья, Президент Российской Федерации
В.В. Путин 5 сентября 2005 г. инициировал Приоритетный национальный проект по здравоохранению. Одним из главных направлений проекта является укрепление профилактической направленности отечественного здравоохранения. Правительство России указало 17 ноября 2005 г., что «…профилактический подход в здравоохранении почти не развивается, проблема распространения вредных привычек – алкоголизма и курения не решается программно-целевыми методами…».

Согласно оценкам специалистов, потребление табака в России является ведущим предотвратимым фактором риска для жизни и здоровья населения: ежедневно потребление табака убивает 700 человек, до 400 тысяч в год. Это важнейшая управляемая причина рукотворного демографического кризиса – главной проблемы страны.

Пост-советская Россия открылась на пике политического, социально-экономического кризиса и кризиса общественного здоровья, и с этого времени является скорее объектом, чем субъектом в процессах глобализации. Произошло проникновение в страну «глобального зла», в том числе ТТК. Основная часть местного производства табачных изделий была поглощена ТТК после 1991 г. Производство возросло более, чем в два раза, до 435 миллиардов штук в год, до уровня Японии. ТТК превратили Россию в мировую сверхдержаву табачной индустрии.

По данным В.В. Стефашина (Ассоциация «Табакпром»), в 2005 г. произведено 404,7 млрд. шт. курительных изделий. Потребление выросло до более 300 млрд. штук в год.

Имеется значительный нелегальный сектор. Контрабанда, по оценкам, может достигать 100 млрд. штук в год, в основном в страны бывшего СССР и ЕС.

Растет распространенность курения и потребление табака, особенно среди уязвимых групп: детей и женщин. 72% мужчин, 30% женщин и более 50% подростков курят, по данным Академика РАМН, профессора, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья населения Н.Ф. Герасименко (2001 г.).

Осознание обществом аспектов табачной эпидемии – социальных, политических, экономических и связанных с здоровьем населения, остается неадекватным. Федеральный закон №87-ФЗ, принятый 10 июля 2001 г. «Об ограничении курения табака» не обеспечивает эффективного регулирования в интересах здоровья. Например, предупреждение о вреде курения для здоровья занимает только 4% поверхности пачки. В государственной политике не уделяется должного внимания борьбе против табака. Разрабатывается в сотрудничестве с ВОЗ национальный план по борьбе против табака, однако остается открытым вопрос об источниках финансирования работ. Акцизы и цены на табачные изделия низкие. Табак стоит дешевле мороженого. В конце 2008 г. в Москве куплена пачка сигарет за 2 р.50 коп.

Правоприменительная практика нуждается в улучшении. Службы помощи в отказе от курения и санитарного просвещения, укрепления здоровья в школах и здравоохранении остаются неразвитыми по причине нехватки ресурсов. Только недавно было изменено законодательство о рекламе, согласно которому наружная реклама табака запрещена с 1 января 2007 г.

После административной реформы 2004 г. Минздравсоцразвития России нарушилась преемственность работ по борьбе против табака. Новое министерство не является правопреемником Минздрава России. В 2004-2005 гг. заменены учреждения и специалисты, ответственные за лидерство в области борьбы против табака и процесса РКБТ на Федеральном уровне. Вместе с тем, деятельность среди детей и подростков на основе сотрудничества с педиатрической службой даже не начата. Пока не разработана первичная профилактика потребления табака, основанная на доказательствах. Повышенное внимание уделяется клиническим аспектам отказа от табака и применению при этом лекарственных средств. Сотрудничество между государством, частным бизнесом и гражданским обществом в сфере борьбы против табака недостаточное. При этом табачники имеют в России уже два своих объединения.

VI. Основные стратегии ТТК (по служебным документам ТТК) и периоды их деятельности в россии

(некоторые периоды накладываются друг на друга):

1. Игнорирование Советских законов и осуществление крупномасштабной прямой и непрямой рекламы табачных изделий, в том числе с использованием брендинга, в пост-советской России (с 1991 г. по настоящее время).

Реклама направлена в значительной степени на молодежную аудиторию и женщин.

С 1992 г. до 2007 г. Россия буквально наводнена прямой рекламой табака, в том числе, в первые годы, на телевидении. При этом, из документов табачников можно сделать вывод, что ТТК были готовы прекратить наружную и телевизионную рекламу еще в начале 1990-х гг., если бы власти приняли такое решение.

2. Поглощение табачного рынка России (с 1991 г. по настоящее время).

Крупный успех ТТК – решение Правительства В.С. Черномырдина 1993 г. о создании совместных предприятий с ТТК, допуск иностранного капитала на табачный рынок страны. Это привело к быстрому поглощению ТТК табачного рынка России, резкому росту производства, превысившего потребление, и контрабанде из России в невиданных объемах.

Важную роль сыграл дефолт 17 августа 1998 года, после которого ТТК приняли решение о переходе к местному производству табачных изделий на базе расширения производственных мощностей.

За несколько лет Россия превратилась в бастион ТТК. Страна, практически не производящая табачный лист, т.е., в отличие от многих стран мира, не имеющая экономической зависимости от выращивания табака, стала лидером в плане производства табачных изделий и, соответственно - влияния на табачную политику, в регионе бывшего СССР, а также в Европе - вместе с Германией, и в мире - вместе с США и Японией. 94% табачного рынка России захвачено ТТК.

3. Жесткое сопротивление разработке и принятию Государственной Думой Российской Федерации эффективного национального законодательства в области борьбы против табака. Внедрение в органы госуправления (с 1991 г. по настоящее время).

Первая фаза: Сопротивление принятию закона (с 1991 по 1999 гг.). В частности, 7 июля 1998 г. официальный сотрудник БAT Россия В. Аксенов информировал в своем письме представителей других ТТК, действующих в России, о своей встрече и беседе с
О. Беклемищевой[18], являвшейся Заместителем Председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья населения, на тему “убийства” проекта национального закона по борьбе против табака, который разрабатывался в то время под руководством Председателя Комитета Н.Ф. Герасименко. «Она по прежнему верит, что проект может быть «убит» на самой ранней стадии и подтвердила, что она все сделает для этого… … представители Фонда Заботы о Будущем Детей, который создан ею в Нижнем Новгороде, могут контактировать со мной и представить свои предложения по сотрудничеству в региональной кампании по вопросам курения несовершеннолетних» (Bates no. 760074395-6 – здесь и далее курсивом приведен перевод документов, в скобках приводятся номера документов из вышеупомянутого Архива БАТ в Интернете).

Эта «убийственная» позиция подтверждается и в другом документе:

«Встреча Рабочей группы EEWG:

Отчеты по странам: Россия: «Закон Герасименко необходимо убить. Идет широкое лоббирование индустрии» (Bates No.321215484).

Вторая фаза: Поддержка «своей» редакции закона (2000-2001 гг.). После объявления Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о начале работы над Инициативой по Освобождению от Табака (ОИТ), включавшей подготовку Рамочной Конвенции по борьбе против табака (РКБТ), БАТ изменила стратегию в России и включилась (Bates no. 760025146) в разработку проекта Федерального закона «Об ограничении курения табака», принятого в 2001 г. Этот закон до сих пор активно используется табачным лобби для затягивания подписания и ратификации РКБТ Россией. Представитель БAT Россия и его союзники – торгово-рекламный бизнес, некоторые специалисты здравоохранения, сотрудничающие с табачниками, принимали непосредственное участие в подготовке закона в Государственной Думе.

Давление на авторов прогрессивного законопроекта было беспрецедентным. В результате, в одном из документов БAT выражается ликование в связи с устранением эффективных мер из проекта Федерального закона, подготовленного Н.Ф. Герасименко:

«Анти-табачный закон Герасименко

Предложения 1 чтение Современное положение

Июнь 1999 г.

Запрет рекламы ДА Удалено

Запрет спонсорства ДА Удалено

Акциз - 80% ДА Удалено

Предупреждение о вреде

для здоровья - 25% ДА Система ЕС

Запрет курения на рабочем месте ДА Ограничения»

(Bates no. 760063784).

Успех этой программы ТТК был отмечен в 2001 г. Ее номинировали на Национальную премию в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник", учрежденную Торгово-промышленной палатой России, Союзом журналистов России и Российской ассоциацией по связям с общественностью:

«Номинация «Лучший PR-Проект» 25. Общероссийская программа по борьбе с подростковым курением и содействие принятию федерального закона

«Маслов, Сокур и партнеры»

Лачко Анна, Кочеткова Александра, Синицын Алексей

Россия, г. Москва

В мае 2000 года Общественный совет по проблеме подросткового курения разработал полномасштабную программу по борьбе с курением среди детей и подростков[19]. Агентство «Маслов, Сокур и партнеры» было привлечено для осуществления информационной поддержки деятельности Совета.

До реализации проекта перед агентством были поставлены следующие цели:

- Способствовать принятию закона об «Ограничении курения табака»;

- Информировать СМИ и общественность о деятельности Совета по ограничению и недопущению детского и подросткового курения;

- Формировать заинтересованность широкой общественности в социальных программах Совета.

На подготовительном этапе работы агентство совместно с дирекцией Совета разработало четкую стратегию реализации PR-программы, определило ключевые сообщения, целевые СМИ и аудитории. При подготовке информационных материалов для СМИ особое внимание агентство уделяло проблеме отсутствия в России государственной программы по профилактике курения среди детей и подростков. Основным ключевым сообщением при работе агентства с целевыми аудиториями стало положение о необходимости принятия закона о запрете продаж табачных изделий несовершеннолетним.

Основным итогом реализации представленного агентством проекта следует считать принятие федерального закона РФ от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». В соответствии с данным законодательным актом на территории РФ запрещается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет. Принятие данного закона было осуществлено под влиянием разнообразных действий Совета, в частности, работы со СМИ, реализуемой агентством». (www.luchnik.ru/award/participants/2001.html, прочитано 20.04.2007 г.).

4. Формирование позитивного имиджа ТТК (наиболее активно с 2000 г. по настоящее время).

Для предупреждения разработки, принятия и осуществления эффективного противотабачного законодательства в России, БАТ активно продвигала суррогатные меры, в том числе:

- разработку и принятие ТТК добровольного кодекса по рекламе;

- осуществление обманных рекламных кампаний. Например, в одном из документов говорится: «…Данный материал для прессы подготовлен БАТ Россия, но распространяется не от лица этой компании…» (Bates no. 760024284);

- осуществление программы предупреждения курения среди молодежи, с привлечением представителей правительства, профессиональных работников здравоохранения, образования, знаменитостей, средств массовой информации;

- реализацию программы «социальной ответственности» БАТ.

Возможно, БАТ Россия претендует на роль ведущей организации по борьбе против табака в России, судя по содержанию сайта компании в Интернете www.batrussia.ru на котором представлено описание многочисленных крупномасштабных мероприятий компании и их исполнителей.

Например, «Предупреждение курения среди несовершеннолетних» включает «Программу предупреждения доступа в розничной сети, Соревнование «Классов, свободных от курения», Образовательную программу «Мой Выбор» для детей, Образовательную программу для родителей».

На названном сайте представлена информация об участии БАТ и других ТТК в создании и/или поддержке многочисленных Российских организаций, осуществляющих программы табачников. Например, программа предупреждения курения среди несовершеннолетних началась с учреждения при участии ТТК псевдообщественной организации - некоммерческого партнерства «Общественный Совет по проблеме подросткового курения». Соревнование «Некурящий класс» для школьников в возрасте 13-14 лет начато в 2001 г. в Санкт-Петербурге. В 2004 г. Совет по проблеме подросткового курения провел соревнование в 800 классах в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове и Липецке. Ни органы государственного управления, ни родители, ни педагоги или врачи не выразили протеста против деятельности, спонсированной ТТК. В программе приняли участие представители государственных органов управления образованием, специалисты здравоохранения и т.п.

БАТ сообщает на своем сайте и об осуществлении «образовательной» программы с «Здоровье» – ведущим Российским издательским домом по вопросам охраны здоровья для населения.

БАТ считает Россию одним из ключевых рынков для своей деятельности, и расходует здесь значительные средств для обеспечения своих интересов, например: «Бюджет CORA на 1998 г.… Всего: $516,000» (Bates no. 760031179). $50,000 долларов США для «исследований заинтересованных сторон» в 2001 г. (Bates no. 3251360043).

5. Влияние на процесс РКБТ ВОЗ, использование суверенной Российской Федерации для формирования региональной (СНГ), Европейской и глобальной про-табачной политики. Координация позиции стран СНГ (с 1998 г. по настоящее время).

БАТ осуществил глубокое проникновение в процесс РКБТ на глобальном и национальном уровнях. Несмотря на острую конкуренцию между отдельными ТТК, БАТ Россия инициировал выработку общей позиции индустрии и обеспечила лидерство в этом процессе (Batesno. 760060176). «Глобальная тактическая группа индустрии (БАТ, Филипп Моррис Интернешнл, Джапан Тобакко Интернешнл) успешно функционирует в России» (Batesno. 325136045).

Деятельность БAT соответствовала

«Предложениям Центральной КОРА[20] в отношении РКБТ: …

- Сохранять Конвенцию как можно более широкой;

- Замедлить процесс…» (Bates no. 760060175), и

«Помочь выработать общую позицию стран СНГ» (Bates no. 760060178).

Имеется ряд документов, по которым можно судить о стратегии БАТ в отношении РКБТ в России. Например:

«ВОЗ-ИОТ: Действия на Ключевых Рынках. Россия:

- Заместитель Премьер Министра briefed[21] БАТ во время визита Ульриха Хертера в Москву в марте.

- В результате, была сформирована межведомственная рабочая группа по РКБТ (Табакпром включен).

- Решение Правительства – поддержать конвенцию только в самой широкой возможной форме.

- Письмо Заместителя Министра Здравоохранения: «Не осуществимо включать в конвенцию следующие области: налогообложение, запрет на продажи в магазинах беспошлинной торговли, устранение субсидирования табака и государственной поддержки фермеров и производителей табака, требования открыть информацию в отношении расходов на маркетинг и продвижение.

Особенный успех – Леонид Синельников включен в официальную делегацию России на заседании рабочей группы ВОЗ 27-29 марта в Женеве» (Bates no. 760069302).

«Особенный успех» многократно упоминается в других документах БАТ:

«Сегодня мы имели совещание в Министерстве Здравоохранения… мы сделали некоторые вопросы конвенции мягче: налогообложение, продажи в магазинах беспошлинной торговли, спонсорство, маркировка…» (Bates no. 321696159).

Сотрудники БАТ пишут так, как будто контролируют ситуацию при поддержке государства:

«Управление РКБТ ВОЗ.

Современное состояние

- Государство поддерживает индустрию…» (Bates no. 760061516).

БАТ упоминает о «Поддержке со стороны г-на Щербака, в то время Вице-Премьер-Министра» (Bates no. 760063755).

О давлении со стороны табачного лобби на антитабачных активистов на самом высоком уровне может свидетельствовать и имеющийся в архиве БАТ перевод письма нашего уважаемого коллеги, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Г.Г. Онищенко, в котором он сообщает Щербаку о выполнении поручения, а именно, о включении Синельникова «в соответствии с Вашим ранее данным указанием» в Российскую официальную делегацию на совещания Международного органа по переговорам по подготовке проекта РКБТ (МОП) в Женеве, Швейцария (Bates no. 760028683).

В действительности, Синельников был в то время официальным сотрудником БАТ, который для прикрытия идентифицировал себя с Российской табачной индустрией. На МОП он был официально представлен Россией как эксперт Министерства сельского хозяйства страны. Синельников писал в одном из своих отчетов: «Позиция РФ была сбалансированной… Позиция СНГ на этот раз… была взвешенной и реалистичной…» (Bates no. 325095129-31). На заключительном совещании МОП принадлежность Синельникова к БАТ была разоблачена активистами неправительственных организаций, аккредитованных на совещании. Они распечатали биографическую справку с официального сайта БАТ и публично предъявили ее Синельникову, а затем опубликовали критический материал в бюллетене, распространявшемся на совещании, что в составе официальной делегации России находится представитель транснационального табачного бизнеса. Никакая другая страна так не отличилась на всемирных переговорах по обузданию табачной индустрии.

Действительно, еще в октябре 2000 г. сотрудник БАТ Синельников был аккредитован ВОЗ на вышеупомянутых Общественных Слушаниях по РКБТ в Женеве как «член Совета Директоров Ассоциации «Табакпром»» (Bates no. 760028852).

Лживые идентификационные стратегии БАТ, действующей на глобальном уровне от имени Российских организаций, можно дополнительно проиллюстрировать следующим документом БАТ об участии в международных Общественных слушаниях:

«Материалы, представленные на Общественные слушания:

- Ассоциация Табакпром – подготовлены БАТ Россия;

- Рекламный Совет России – подготовлены БАТ Россия;

- Национальная Торговая Ассоциация – подготовлены БАТ Россия…» (Bates no. 760063757).

Чтобы закрепить свои достижения, БАТ координировала освещение слушаний в средствах массовой информации стран СНГ (Bates no. 760063758).

БАТ активно формировала позицию России и других стран СНГ по РКБТ на заседаниях МОП. Например:

«16-21 октября – Межправительственный Орган по Переговорам.

Большинство стран СНГ имеют сходные позиции.

Встреча с делегациями стран СНГ в Постоянном Представительстве Российской Федерации спонсирована БАТ Россия» (Bates no. 760063758).

«Следующие шаги:

…Организовать встречу делегаций стран СНГ перед следующим заседанием МОП…

выработать общую позицию стран СНГ» (Bates no. 760063759).

«Заседание Рабочей Группы ВОЗ, 27-29 марта, Женева: Как вели себя основные игроки?

…- Россия – за широкую конвенцию (отсутствие гармонизации налогов, отсутствие полного запрета на рекламу, продвижение)...» (Bates no. 760069303).

«ВОЗ-ИОТ: Следующие шаги в Европе.

... – Построение двусторонних альянсов (Россия - Китай).

- Выстроить позицию стран СНГ (колеблющихся) вокруг России.

- Координация деятельности КОРА, связанной с РКБТ, в СНГ.

- Состоялся брифинг БАТ для Украинских министров (с участием Синельникова).

- Изучается в настоящее время – совещание официальных представителей стран СНГ, организованное Российским Министром.» (Bates no. 760069305).

И, наконец, БАТ делает победные выводы в отношении своей стратегии и деятельности, относящейся к РКБТ ВОЗ. Эти выводы положительные для индустрии, но разрушительные для эффективной политики и управления в области общественного здоровья на национальном, региональном и глобальном уровнях:

«ВОЗ-ИОТ: Европа

Вывод на данный момент: Вклад Европы имел критическое значение для изменения направления РКБТ.

«Имеются ободряющие признаки того, что некоторые значимые страны – скорее за широкую конвенцию, позволяющую правительствам учитывать свои собственные обстоятельства, чем за обязывающий договор» (Мартин Броугхтон, Ежегодный Доклад)” (Bates no. 760069306.

6. Действия от имени Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации (2006 г.).

В 2006 году определились контуры новой инициативы табачной индустрии – сформирована самопровозглашенная «Рабочая группа по проблемам потребления табачной продукции при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Секретарь-организатор группы – сотрудник фирмы Консультативная группа Дедал. Сотрудник Дедала, к которому я обратился за разъяснениями, сообщил, что рабочая группа организована на круглом столе по проблемам табакокурения, состоявшемся 30 мая 2006 г., организованном при поддержке и при участии Минздравсоцразвития России с участием представителей Госдумы, Общественной Палаты, медицинских учреждений, производителей табака, средств массовой информации. Он сообщил, что Министерство не финансирует работу группы, и отрицал финансирование со стороны табачной индустрии, однако не уточнил источники финансирования работы группы.

Рабочая группа заявляет, что она действует при Минздравсоцразвития России и планирует представить «Доклад о состоянии потребления табака и его последствиях в Российской Федерации». В структуре проекта доклада сделан акцент на отказе от курения, предупреждении курения среди молодежи и улучшении «качества» табачной продукции.

Сотрудник Дедала сообщил, что группа поддерживает ратификацию РКБТ Россией и будет разрабатывать поправки в законодательство России в отношении табака, и также национальный план по борьбе против табака на период до 2015 г., а также совершенствовать технические регламенты по табачной продукции.

Среди членов рабочей группы – официальные представители табачной индустрии, а также сотрудничающих с индустрией организаций.

Данная инициатива табачной индустрии направлена на сохранение за собой лидерства в процессе РКБТ в своих интересах, разработку в России выгодного для себя законодательства и повторяет историю разработки действующего законодательства под диктовку табачной индустрии в 2000-2001 гг.

Легитимность рабочей группы и организуемых ею мероприятий не подтверждена соответствием общепринятым в мире стандартам для такого рода работ, исключающим участие табачной индустрии (политика ВОЗ, Всемирные конгрессы, региональные конференции, публикации и т.п.). Должен быть опубликован документ, устанавливающий полномочия, состав, регламент работы и др. детали деятельности рабочей группы; в настоящее время рабочая группа не имеет основы своей деятельности. Должна быть опубликована информация об источниках финансирования группы и ее деятельности, мероприятий. Работа подобной группы и организуемые ею мероприятия должны быть закрыты для участия представителей табачной индустрии и связанных с индустрией лиц и организаций (каждый участник обязан делать письменное заявление о возможном конфликте интересов в связи со своими отношениями с табачной индустрией).

До решения данных вопросов деятельность рабочей группы нелегитимна, разработанные ею рекомендации не должны рассматриваться органами государственного управления.

Несмотря на протесты общественных организаций, разработанные ТТК документы были одобрены на слушаниях в Общественной палате Российской Федерации 16 октября 2006 г. под председательством члена Общественной Палаты, Председателя Комиссии ОП по вопросам социального развития, Президента Международной общественной благотворительной организации «Международный женский центр «Будущее женщины» А.В. Очировой и заместителя Министра–статс секретаря Минздравсоцразвития России Л.Н. Глебовой. Смысл этих документов, в нашем понимании, заключается в том, что ТТК от имени гражданского общества формируют координационный механизм исполнения РКБТ в России, и входят в его состав вместе со своими союзниками. Для полноты картины: имена представителей общественных организаций, протестовавших против разработанных ТТК рекомендаций, без какого-либо согласования были включены в число подписантов этих документов.

7. Использование процесса вступления России в ВТО – подготовка технического регламента по табаку как защиты от РКБТ ВОЗ (с 2006 г. по настоящее время).

В отличие от всех вышеперечисленных инициатив, лидером которых был БАТ, доминирующий в ассоциации табачников «Табакпром», 6-я и 7-я стратегии возглавлены вновь созданным объединением табачников - «Советом по проблемам табачной промышленности», ведущую роль в котором играет основной конкурент БАТ - Филип Моррис. Первоначально идея табачников заключалась в разработке и принятии в качестве Федерального закона Технического регламента. Только после этого должно было произойти присоединение России к РКБТ. В этом случае предполагалось РКБТ в условиях России адаптировать к ТР, разработанному табачниками с технических позиций, без должного учета проблем общественного здоровья и положений РКБТ. Исполнение РКБТ в России предполагалось «подстелить» под написанный табачниками ТР. Например, минимальный размер предупредительной надписи согласно РКБТ – 30% от общей площади потребительской тары. Проект ТР предлагал всего 10%.

В июне 2006 г. при Комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму организован Экспертный совет по вопросам государственного регулирования производства и оборота табачной продукции. Председатель Совета – Председатель Комитета г-н Федоров. Секретарь – руководитель упомянутого выше «Совета по проблемам табачной промышленности» г-жа Школкина[22]. При Комитете также действует Экспертная комиссия по упомянутому выше проекту Федерального Закона № 350316-4. Решения Комитета по созданию экспертного совета по табаку - от 28.06.2006 № 65/4 и от 21.09. 2006 №69/8.

Экспертный Совет и группа, разрабатывающая ТР, характеризуются массивным присутствием табачников и их союзников. Проект федерального закона № 350316-4 «Специальный технический регламент на табачную продукцию» внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, А.Н. Хайруллиным, А.М. Сысоевым, А.Н. Филипповым.

Несмотря на то, что проект ТР открыто разработан табачниками, противоречит духу и букве РКБТ ВОЗ, ратифицированной Российской Федерацией, в настоящее время проект ТР утвержден Думой, Советом Федерации и направляется на утверждение Президенту России. В качестве утешения, в частности, приняты поправки в первоначальный проект, касающиеся увеличения размера предупреждения о вреде здоровью. Тем не менее, надписи «легкие» и им подобные, запрещенные РКБТ ВОЗ, сохранены в ТР.

8. Наращивание легального экспорта сигарет и папирос из России (с 2000 г. по настоящее время).

Смысл этой стратегии понятен. По данным В.В. Стефашина (Ассоциация «Табакпром»), физический объем с 2000 по 2006 гг. прогрессивно увеличивался с 0,924 до 12, 406 млрд. шт. (без учета объемов реэкспорта).

За это же время стоимостной объем увеличился с 3,967 до 163,538 млн. долл. США.

Интересно сравнить эти цифры с динамикой сбора акциза (сумма уплаченного акцизного налога, нарастающим итогом), поступившего от произведенной табачной продукции – с 2002 г. по 2006 г. наблюдалось увеличение с 11700 до 33755 млн. руб.

При этом цены на сигареты «отечественного» производства на мелкооптовом рынке г. Москвы сохраняются чрезвычайно низкими, особенно в международном сопоставлении, что обеспечивает высокую их доступность.

9. Внутривидовая «борьба» (с 2006 г. по настоящее время).

К традиционной конкуренции крупнейших ТТК в России между собой, в последнее время добавилось соперничество производителей табачных изделий для курения, с «альтернативщиками», включая поставщиков кальянного, трубочного и т.п. табаков.

При этом, для жевательного табака «насвай», сосательного табака «снюс», нюхательного табака - предупреждение о вреде курения для здоровья – рекламный лозунг.

По данным В.В. Стефашина (Ассоциация «Табакпром»), динамика развития рынка потребительских табаков, импортируемых в Российскую Федерацию (кг в год), в 1995-2005 гг. характеризуется ростом «насвая» с 20 000 кг до 241950 кг, «снюса» - с 72 кг в 2000 г. до 22395 кг в 2005 г., нюхательного табака – с 100 кг в 1995 г. до 21280 кг в 2004 г., трубочного – с 4500 до 60133.

10. Усиление вмешательства ТТК в СНГ.

Используя ресурсы России, ТТК могут:

- Усилить политическое давление на страны СНГ для координации и консолидации протабачной политики, подрыва процесса РКБТ на региональном, Европейском и глобальном уровнях;

- Наращивать легальный экспорт табачной продукции из России в СНГ. При этом контрабанда остается проблемой;

- Распространять подходы по подрыву РКБТ, в странах СНГ;

- Противодействовать деятельности ВОЗ и Глобальной инициативы Блумберга-Гейтса;

- Доминировать в русскоязычных СМИ и интернете по табачной проблематике

VII. Достижения по обеспечению транспарентности

и денормализации ТТК в России

После начала работы по обеспечению транспарентности и денормализации ТТК в России, при поддержке международных организаций, включая ВОЗ, разоблачение скрытого воздействия ТТК на Правительство способствовало борьбе против табака и ратификации РКБТ ВОЗ;

Общественное обсуждение в СМИ начало переключаться от обвинения жертвы – курильщиков, к разрушительной роли ТТК, наживающихся на кризисе общественного здоровья;

Осознание иностранного характера ТТИ растет;

Кандидат от ТТИ не был избран в Госдуму в декабре 2007 г.;

ТТК не смогли добиться принятия Техрегламента на табачную продукцию до ратификации РКБТ ВОЗ, что привело к правовой коллизии; несмотря на успех ТТК в Госдуме и Совете Федерации, открылась возможность оспорить ТР в суде в случае его принятия;

Деятельность ТТК активно раскрывается гражданским обществом, которое широко распространяет эту информацию;

Правительство России предприняло попытку судиться с БАТ по поводу «легких». В настоящее время идут проверки Ростпотребнадзора по соблюдению СНиП в отношении фабрики БАТ в Москве, выдвинута идея полной делегитимации табака, его производства и оборота в стране;

Растет вероятность внедрения правительством России мер по борьбе со сверхдоходами и политическим лоббированием ТТК, в частности, путем повышения акцизов и цен.

VIII. Выводы

1. Потребление табака препятствует социально-экономическому развитию стран СНГ: это причина кризиса здоровья населения и материальных потерь на уровне личности, общества и государства, бедности. Государственная политика в отношении табака не соответствует угрозе для общественного здоровья, которую представляет собой поощрение потребления табака. ТТК должны понести ответственность за кризис общественного здоровья в регионе.

2. ТТК часто называют «глобальным злом». Они ведут себя в Росси и других странах СНГ как в слаборазвитых странах с несовершенным законодательством, пластичным правительством и неорганизованным гражданским обществом. Имеются признаки мощного воздействия ТТК на политику правительства, участия в разработке законодательства и процессе РКБТ ВОЗ, избегания ответственности и регулирования, формирования общественного мнения, имитации деятельности гражданского общества и охраны здоровья детей, с привлечением государственных, общественных лидеров, работников здравоохранения, образования, культуры и т.д.

3. За короткое время после распада СССР Россия превратилась в основной оплот ТТК в регионе СНГ, в Европе вместе с Германией, и в мире вместе с США и Японией. Оседлав страну, ТТК используют Россию для «управления» национальной, региональной и глобальной политикой в отношении табака.

4. Российское правительство, частный бизнес, ВОЗ и международное противотабачное сообщество не смогли обеспечить адекватную поддержку антитабачных активистов и гражданского общества в России, соответствующую роли нашей страны в глобальной стратегии и деятельности ТТК.

5. Значение проблемы здоровья и табака возрастает в России. Один из признаков – недавнее пребывание Т. Махмудова на должности директора по корпоративным отношениям БАТ Россия. Он окончил медико-биологический факультет Российского государственного медицинского университета.

IX. Рекомендации

1. Табачная индустрия в Российской Федерации и других странах СНГ в ее современном виде представляет угрозу национальным интересам стран и должна быть национализирована, либо преобразована в бесприбыльную, ее деятельность должны стать полностью прозрачной и подлежать мониторингу со стороны государства и общества, контролю в интересах общественного здоровья и национальной экономики.

2. ТТК должны быть привлечены к ответственности за потери здоровья и жизни в странах СНГ от табака.

3. Для повышения жизненного уровня, продолжительности жизни граждан, развития экономики объявить борьбу против табака приоритетом государственной социально-экономической политики, под патронажем первых лиц государства.

4. Включить проблему борьбы против табака в связи с ущербом, наносимым личности, обществу и государству проблемами здоровья населения и демографии в ключевые политические документы, например, в России – в ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и в приоритетный национальный проект «Здоровье». Это будет способствовать разработке и исполнению эффективного законодательства и национального плана по борьбе против табака.

5. Предусмотреть подготовку – без участия табачников и их союзников - ежегодного объективного государственного доклада о влиянии потребления табака на здоровье и принимаемых мерах в каждой из стран СНГ и по региону в целом.

6. Проблема борьбы против табачного дыма должна стать проблемой обеспечения социально-экономического развития страны, а также охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обеспечения права граждан на чистый воздух. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и охраны окружающей среды должны стать лидерами в мероприятиях по данному направлению.

7. Необходимо создать условия для развития законодательства на уровне малых административных единиц. Определить, что национальное законодательство по ограничению курения табака, в связи с социальной значимостью проблемы, устанавливает минимальный уровень и объем требований, который может быть превышен в законотворческой деятельности административных единиц.

8. Ускорить ратификацию РКБТ ВОЗ теми странами СНГ, которые отстали от мирового сообщества, осуществить исполнение максимального уровня мероприятий, предусмотренных РКБТ ВОЗ, включая прекращение всей рекламы и маркетинга табачный изделий, прекращение использования вводящих потребителя в заблуждение и лживых терминов, таких как «мягкие», «легкие» и «низкие», ввести крупные графические предупреждения об угрозе потребления табака во всех формах для жизни и здоровья.

9. Запретить табачной индустрии лоббирование или участие в работе (прямое или косвенное через спонсируемые организации или иным образом) в отношении законодательных органов, ответственных за ратификацию РКБТ ВОЗ и/или осуществление положений РКБТ ВОЗ, соглашения по торговле и инвестициям, разработку государственной политики, а также от СМИ, и др., в соответствии с РКБТ ВОЗ, рекомендациями и протоколами к РКБТ ВОЗ.

10. Запретить табачной индустрии лоббирование или участие в работе (прямое или косвенное через спонсируемые организации или иным образом) в отношении подготовки и осуществления законодательства, требующего создания мест, полностью свободных от курения.

11. Исключить табачные изделия из двусторонних и многосторонних торговых и инвестиционных соглашений, так чтобы табачная индустрия не могла использовать положения этих соглашений для подрыва законодательства по борьбе против табака.

12. Принять всеобъемлющие меры по борьбе с контрабандой табачных изделий. Подобные меры содержатся в соглашении Евросоюза с Филип Моррис, посредством которого урегулирован судебный иск ЕС против этой компании.

13. Потребовать от табачной индустрии полностью раскрыть обществу все свои взносы в пользу общественных организаций, политических партий, политиков, общественных деятелей, деятелей культуры и т.п., а также свои расходы на лоббирование и благотворительные/образовательные пожертвования.

14. Потребовать от табачной индустрии полностью раскрыть обществу все свои расходы на рекламу и маркетинг, как это уже принято законом в США.

15. Запретить участие органов государственного управления, государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п. в мероприятиях, проводимых и/или финансируемых табачной индустрией.

16. Запретить табачной индустрии спонсировать «программы предупреждения курения среди молодежи». Освободить детей в школах от «просветительских» программ, находящихся на содержании табачной индустрии.

17. Запретить табачной индустрии осуществлять прямой или косвенный плейсмент табачной продукции или продвижение показа курения в кино и других СМИ.

18. Имеется необходимость разоблачения стратегий и деятельности табачной индустрии, направленных на подрыв национальной политики в области борьбы против табака и процесса РКБТ в России и других странах СНГ. Все документы табачной индустрии, имеющие отношение к этим странам, должны быть открыты для общества на основе судебных решений, и подвергнуты дальнейшему исследованию.

19. Необходимо внести в законодательство и рекомендовать для включения в профессиональные этические кодексы, запрет для работников здравоохранения, образования, культуры, спорта, государственных служащих выступать в СМИ с заявлениями о пользе табака или отсутствии вреда от потребления табака, а также участвовать в мероприятиях, организуемых и/или финансируемых табачной индустрией.

20. Часть акцизного налога на табачные изделия должна быть направлена, с помощью специального закона, согласно имеющемуся международному опыту, в целевые государственные фонды по борьбе против табака.

21. Государство должно создать мотивацию для участия в работе по борьбе против табака со стороны частного бизнеса и гражданского общества.

22. Внедрить обеспечение транспарентности и денормализации ТИ в деятельность государства, частного бизнеса, гражданского общества, международных орагнизаций. Гражданское общество является ключевым союзником правительства в обеспечении транспарентности и денормализации ТТИ.

23. Развивать сотрудничество стран СНГ в работе по обеспечению транспарентности и денормализации ТИ.

24. Обратиться к международным организациям, прежде всего, ВОЗ, за технической поддержкой и, при необходимости, финансированием работ по обеспечению транспарентности и денормализации ТИ.

25. Использовать опыт процесса РКБТ ВОЗ в России и других странах СНГ при разработке национальной, региональной и глобальной политики и управления в сфере охраны здоровья.

От автора: Публикация моего исследования в Кыргызской Республике – возможность выразить безграничную благодарность народу, дружелюбно принявшему и поддержавшему моих ближайших родственников после Великой Отечественной войны. Я вырос в прекрасной Киргизии и искренне желаю мира, здоровья и процветания.



[1] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[2] Simon Chapman. MJA 2002 177 (11/12): 661-633

[3] Reflections on how global health priorities are decided. Derek Yach, Rockefeller Foundation, Health Policy Seminar Series, Philadelphia, February 10 2006

[4] Tobacco company strategies to undermine tobacco control activities at the World Health Organization. Geneva, July 2000. http://www.who.int/genevahearings/inquiry.html

[5] http://www.who.int/tobacco/framework/wha_eb/wha54_18/en/index.html

[6] Garfield Mahood.Tobacco industry denormalization. Denormalization plenary. Moncton-New Brunswick. www.nbatc.ca/documents/TID_GarMahood_PDF_001.pdf

[7] Garfield Mahood.Tobacco industry denormalization. Denormalization plenary. Moncton-New Brunswick. www.nbatc.ca/documents/TID_GarMahood_PDF_001.pdf

[8]Anne Lavack.Tobacco Industry Denormalization Campaigns: A Review and Evaluation, 2001.

[9] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[10] http://www.who.int/tobacco/framework/WHO_fctc_russian.pdf

[11] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[12] Полный текст Руководящих указаний объемом в 15 страниц будет размещен в декабре 2008 г. на сайте http://www.who.int/gb/fctc/

[13] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[14] http://www.smokefreepartnership.eu/Progress-in-addressing-tobacco

[15] По состоянию на август 2008 г.

[16] AG-Philip Morris Central and Eastern Europe analyst presentation 20 June 1996 – Prague. Номер документа: kjh37c00

[17] Карл Маркс. “Капитал: Критика политической экономии”, Том I. Часть VIII, Глава XXXII.

[18] В настоящее время - медицинский обозреватель, ведущая программы «Ваше здоровье» на Радио Свобода.

[19] «Общественная организация», созданная при прямом участии ТТК и поддержанная ими финансами, см. ниже.

[20] Организация БАТ по корпоративным отношениям.

[21] В тексте документа БАТ использован термин “briefed”, который переводится в Англо-Русском словаре Мюллера как 1) резюмировать, составлять краткое изложение 2) поручать (адвокату) ведение дела в суде.

[22] Г-жа Школкина была включена в «Список кандидатур для партийного голосования в состав кадрового резерва Партии в Рязанском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия», где значилась членом Комиссии по агропромышленному комплексу Совета Российского союза промышленников и предпринимателей (www.edinros.ru/file_dir/206.doc). Благодаря вмешательству гражданского антитабачного общества России ей не удалось превзойти достижения г-на Синельникова по множественной идентичности, и в 5-м созыве в России не будет члена Думы от ТТК. Ряд табачников и их союзников все же прошли в Думу.


Количество показов: 3709

Возврат к списку

Печатные версии наших бюллетеней:
Бюллетень №1
Бюллетень №2
Бюллетень №3
Бюллетень №4
Бюллетень №5

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, Общественный совет Центрального федерального округа.
Доклад: «ТАБАЧНАЯ ЭПИДЕМИЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Доклад Общественной Палаты Российской Федерации «ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

А.К.ДЕМИН - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СТРАНАХ «БОЛЬШОЙ СЕМЕРКИ» (НА ПРИМЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)